Ferra

Ferra

Мы уже рассмотрели с вами, из чего состоит персональный компьютер, и подробно разобрались, что такое материнская плата. Теперь пришло время для ещ одного основного компонента пк, без которого невозможно было бы играть и просматривать любимые фильмы, работать с фотографиями и редактировать очередной реферат.

Как вы догадались, речь пойдт о видеокарте, которая прошла долгий путь от платы, выводящей только текстовую информацию, до современных игровых монстров, которых без проблем способны положить на лопатки современные игры! но прежде чем мы перейдм к ликбезу по видеокартам, окунмся немного в историю, в то, как развивалась видеоподсистема компьютера и какие делала шаги. Считается, что прадедушкой современной видеокарты (также известной как графическая плата, видеоадаптер, графический адаптер, видеоакселератор) является адаптер mda (monochrome display adapter), представленный в 1981 году для ibm pc.

Видеокарта того времени имела 4кбайт видеопамяти, работала только с текстовой информацией и с разрешением 720х350 точек (80х25 символов), а цвет букв зависел от типа монитора белые, изумрудные или янтарные. Дальнейшее развитие mda было выпущено в 1982 году известной компанией hercules и называлось hercules graphics controller (hgc), но и эта видеокарта не позволяла работать с графикой.

Стоит заметить, что длина карты hgc была более 30 см. И только с выходом видеоадаптера cga (color graphics adapter), который стал основой для последующих стандартов, появилась возможность работать с цветной графической информацией в разрешении 320х200 (16 цветов) и 640х200 (монохромный режим то есть чрно белый), при этом объм памяти видеокарты уже равнялся 16 кбайт.

Следующий стандарт для видеокарт enhanced graphics adapter (ega), разработанный в 1984 году, позволял при разрешении 640×350 работать с 16 цветами из 64 цветной палитры одновременно. Мкость видеопамяти составляла вс те же 16 кбайт, а также была заявлена совместимость с cga и mda. Все описанные выше видеокарты подключались к монитору через 9 контактный разъм и передавали информацию в цифровом виде.

Только с выходом адаптера стандарта mcga (multicolor graphics adapter многоцветный графический адаптер) произошл переход на аналоговый сигнал, так как палитра была увеличена до 262144 цветов (по 64 оттенка на каждый из базовых цветов redgreenblue). Разрешение экрана, выдаваемое mcga при работе с текстом, было 640х400 с 256 одновременно отображаемыми цветами, для графических приложений 320х200 точек. Разъм для подключения к монитору приобретает привычный для нас вид 15 контактный d sub.

Следующим витком эволюции компьютерной видеоподсистемы является vga (video graphics array графический видеомассив), который появился в 1987 году. Адаптеры vga уже поддерживали разрешение 640х480 и 256 цветов (из палитры в 262144 цвета), объм памяти составлял 256 кбайт, а соотношение сторон экрана равнялось привычным сейчас 43. Именно с этого стандарта пошло множество знакомых сейчас простонародных названий vga’шный монитор, vga’шный разъм и так далее.

Более того, именно из этой аббревиатуры развились сокращнные названия разрешений (например, теперь считается, что vga это 640х480 точек, svga 800х600, xga 1024х768 и так далее). И наконец, в 1991 году появляются первые адаптеры svga (super vga), позволяющие работать при разрешении 800х600 и 1024х768 точек, количество отображаемых цветов увеличилось до 65536 (high color) и 16,7 млн (true color).

Также появляется возможность пользователю задать частоту обновления экрана монитора до этого момента она была жстко привязана к определнному значению. Память видеоадаптеров svga была уже более 1 мбайт.

Для связи с видеокартой и передачи необходимых данных в самом начале эры ibm pc использовался интерфейс xt bus, потом на смену ему пришла шина isa (industry standard architecture архитектура промышленного стандарта). Но и isa уже не хватало для относительно большого потока данных. Тогда она была дополнена интерфейсом vlb (или vesa), который в итоге был заменн шиной pci (periferal component interconnect объединение внешних компонентов).

Pci является более универсальной шиной, через которую можно было подключать множество других контроллеров, не только видеоадаптеры, к тому же она способна работать и на других платформах. С развитием графических оболочек операционных систем (например, windows) видеокарты взяли на себя часть вычислений по окончательному выводу изображения на экран, которые обычно производил центральный процессор перемещение окон, рисование линий, шрифтов и другие. С появлением трхмерных игр видеокарты обзавелись 3d акселератором, который сперва имел вид отдельной платы, вставляемой в свободный разъм на материнской плате, а позже уже был интегрирован дополнительным чипом на видеокарту до этого момента видеоадаптер позволял работать только с двухмерной графикой (2d).

Далее, с развитием технологий производства полупроводников, графический чип стал содержать в себе все необходимые блоки, отвечающие как за 2d, так и 3d графику. Для.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.